• Происхождение Ордена •

Мартинизм является системой мистической, философской и преимущественно христианской мысли. Продолжая традицию розенкрейцеров, мартинизм хранит доктрину мистической истории человечества, арканы герметизма и истинной теургии, оккультных законов природы и реинтеграции существ в их изначальных качествах, свойствах и силах - духовных и божественных.

Печать Мартинизма
Печать Ордена Мартинистов

Существуя под различными именами на протяжении многих столетий, традиция, известная ныне как «Мартинизм», являлась мистической школой духовной жизни для всех «людей желания» (Дан.10:11), или, иначе говоря, – для тех индивидов, чьи сердца стремятся к Богу и духовному совершенству.

История древних школ и посвятительных центров покрыта множеством домыслов, легенд, конспирологических теорий. От жрецов Мемфиса и Фив, через учения гностиков и христианских мыслителей, в лабораториях алхимиков и первых ремесленнических ложах, в тайных коллегиях, в наш прогрессивный век вступает «Человек Желания», дерзая обладать суммой Теологии, Философии и Натуральной Науки (или Магии). Первая возвещает ему о Боге, вторая – о нем самом, о Человеке, третья – о Природе вещей. Таков характер нашей работы.

• Мартинезизм, Избранные Коэны и Мартинес де Паскуалли •

Доктрина, которой следуют мартинисты, проистекает от лож эзотерического масонского устава - «Орден Рыцарей-Масонов Избранных Коэнов Вселенной» Мартинеса де Паскуалли. «Неизвестный Философ» - Луи Клод де Сен-Мартен, ученик Паскуалли, сохранит эту доктрину в форме внутреннего пути - «Пути Сердца». Другой ученик Паскуалли, Жан-Батист Виллермоз, сохраняет учение Избранных Коэнов в форме масонского устава (C.'.B.'.C.'.S.'. и Rite écossais rectifié), ветви которого до сих пор действуют, представляя «Путь Рыцарства». Таким образом, три большие ветви: «Путь Коэна», или теургический путь (Мартинезизм), «Путь Сердца» (собственно, «философский» Мартинизм) и «Рыцарский путь» (Виллермозизм) – на сегодняшний день составляют общую основу Мартинистского посвящения.

Устное предание гласит, что мартинизм является формой подлинной эзотерической традиции, восходящей своими корнями к монотеистическому культу, сокрытому в различных религиозных и философских школах древности. Великими учителями этого древнего эзотерического культа были легендарные фигуры Моисея, Авраама, Мелхиседека, Ноя, Еноха и других прославленных праведников, а тексты Ветхого и Нового Завета являются ключом к этим таинствам и потому всегда должны быть в поле зрения всякого искреннего соискателя сих высочайших таинств. Именно такой взгляд на традицию излагается в «Трактате о реинтеграции существ» – основополагающей книге мартинизма. В учении Мартинеса де Паскуалли содержатся таинственные наставления, которые ранее были доступны только узкому кругу посвященных. Оно повествует о том, как человечество пало с высоты своей божественной славы и продолжает свое падение, пока по собственной воле не остановит себя и не начнет работать над возвращением назад, к полноте божественных форм, к триумфу, который предназначен человеку от его сотворения. Эта задача – Реинтеграция - не является неким отдаленным теоретическим представлением, но реальна и достижима здесь, на этой «грешной земле». Однако работа в этом направлении возможна только при поддержке божественных и ангельских сил, желающих, чтобы человек отвратился ото лжи и низменных животных инстинктов материального бытия, вступив в права обладания своим небесным, духовным наследием.

Говорить подробно об истории нашего братства мы можем начиная с периода XVIII века, со времен основания первых лож «Ордена Рыцарей-Масонов Избранных Коэнов Вселенной» Мартинеса де Паскуалли. Дом Мартинес де Паскуалли родился около 1727 года в Гренобле, Франция. Его отец был известным масоном и обладал хартией, дающей право основывать масонские ложи, выданной ему принцем Чарльзом Эдуардом Стюартом и наделяющей его титулом «Заместитель Великого Мастера». Эта хартия являлась наследуемым документом и была передана его сыну в возрасте 28 лет. В 1754 году Паскуалли начал развивать одну из масонских систем «высших степеней» в Европе, представляющую собой расширение первых трех градусов масонства. Эта система получила название «Орден рыцарей-масонов Избранных Коэнов Вселенной». Учение, изложенное в «Трактате о Реинтеграции», устно передавалось среди посвященных братьев этой системы и лишь впоследствии было записано на бумаге. Кроме того, членам высших степеней передавались наставления об особых теургических операциях, позволявших Избранным Коэнам глубже постигать эзотерическое учение и работать над личной и всеобщей Реинтеграцией.

Дом Мартинес де Паскуалли
Дом Мартинес де Паскуалли

Следует отметить, что Орден Избранных Коэнов не походил на то масонство, которое практиковалось в современных ему ложах Англии, Франции и Германии, где постоянно велись споры о более древней и легитимной преемственности с желанием собирать многочисленные денежные взносы с братии и происходили бесчисленные расколы и разбирательства, занимающие основное время собраний. В отличие от подобных «масонских трудов», в Ордене Избранных Коэнов посвященного готовили к теургической работе, проводимой ради примирения с Богом.

Таким образом, Мартинезизм представлял собой оперативный теургический путь, направленный на призыв ангельских сущностей, проведение операций экзорцизма и иные духовные практики, которые со времен Элифаса Леви принято называть Высшей Церемониальной Магией. Эти операции обладали весьма сложным церемониалом, для совершения которого нужно было соблюсти много условий. Ни один элемент ритуала не мог быть изменен. Посвященные пребывали в посте и молитве на протяжении длительного времени, сохраняя внутреннюю и телесную чистоту. Не многие удостаивались высшей степени Ордена - градуса Reau+Croix (Розового Креста). Самым же сложным являлось достижение способности призывать во время теургической церемонии таинственное явление - «la Chose» (фр. «Вещь»), посредством которого Избранные Коэны могли входить в мистическое состояние восприятия духовной сути вещей.

Мартинес де Паскуалис покинул физический мир в 1774 году во время пребывания в Порт-о-Прэнс, Гаити, скончавшись внезапно от тропической лихорадки, что привело к угасанию работ Ордена. Дело Учителя увековечили два его ближайших последователя, продолживших традицию Избранных Коэнов: Луи Клод де Сен-Мартен и Жан-Батист Виллермоз.

• Жан-Батист Виллермоз — Добродетельный Рыцарь Святого Града •

Одним из самых способных учеников Паскуалли был Жан-Батист Виллермоз. Он родился 10 июля 1730 года в Лионе. По вступлении в Орден он стал горячим сторонником доктрины Избранных Коэнов.

Жан-Батист Виллермоз
Жан-Батист Виллермоз

Мартинес де Паскуалли по праву считал Виллермоза одним из своих усерднейших учеников. Виллермоз обладал весьма важными качествами, необходимыми для Теургического Пути: усердием, терпеливостью и настойчивостью. Долгие годы Виллермоз старательно следовал всем инструкциям Учителя и даже после его ухода не отступал от вверенных ему инструкций. Длительное время личный секретарь Паскуалли Луи-Клод де Сен-Мартен передавал Виллермозу основополагающие наставления относительно Доктрины о Реинтеграции и Теургических ритуалов. Когда же подошло время, чтобы передать Виллермозу Степень Reau+Croix, Мартинес де Паскуалли возложил подготовку своего ученика на Бэкона де ла Шевальери, поручителя Виллемоза в Ордене. Однако тот допустил несколько весьма существенных ошибок, не учтя правильного времени для подготовки. Узнав об этом обстоятельстве, Паскуалли сам взялся за подготовку Виллермоза, поскольку считал его поистине достойным сего Посвящения, и не желал, чтобы нарушенный ход Ритуала привел к отсутствию должного результата. Получив степень Reau+Croix, Виллермоз развил деятельность Ордена так, что уже через некоторое время возглавил Лионские ложи и способствовал их активному росту.

Сен-Мартен и Виллермоз тесно сотрудничали и оставались верными друзьями до конца жизни. Когда Дом Мартинес покинул физический мир, они оба почувствовали, что Избранные Коэны уже не могут существовать как единый Орден без физического попечительства и влияния своего Великого Мастера. Они стали осуществлять передачу традиции двумя независимыми путями, каждый согласно собственному характеру.

Виллермоз, видя упадок лож Избранных Коэнов, начал объединять их учение с немецким масонским уставом «Der Stricte Observanz» (Строгого Послушания) барона фон Хунда, также происходившим от якобитской ветви масонства. Он назвал свою систему степеней «Chevaliers Beneficantes de la Cite Sante» («Добродетельные Рыцари Святого града») - C.'.B.'.C.'.S.'., и добавил еще две секретные степени, содержащие суть внутреннего учения Дома Мартинеса. Реформы Виллермоза обрели уверенную поддержку на всемирном Вильгельмсбадском конвенте масонов в 1778 году.

Доктрина о Реинтеграции, включенная Виллермозом в ритуалы и наставления тамплиерского масонства, не подразумевала под собой передачи Теургических практик Избранных Коэнов (однако Виллермоз передавал данные наставления достойным братьям), но эти реформы явились оплотом масонского Христианского Рыцарства – одной из крупнейших ветвей мартинистской традиции.

Сам Виллермоз не оставлял своих теургических занятий. Он с упорством добивался результатов и наконец, в 1785 году (спустя 11 лет после смерти Паскуалли), он удостоился созерцать «la Chose». О своём успехе он пишет Луи-Клоду де Сен-Мартену, и тот отправляется в Лион, чтобы так же присутствовать на теургическом ритуале, который некогда в совершенстве мог выполнить только Мартинес де Паскуалли. Получив все необходимые ответы из духовных сфер, Сен-Мартен вновь возвратился к своим мистическим практикам, подтвердив успех Виллермоза.

Французская революция рассеяла всех друзей и соратников Виллермоза. После революции посвятительные ритуалы, переработанные им для работ по Высшим Степеням Рыцарей-Благодетелей, полностью закрепились в Исправленном Шотландском Уставе, который переместился в Швейцарию и полноценно возобновил свою работу только после Второй Мировой войны в качестве одного из уставов масонства.

• Луи-Клод де Сен-Мартен и Voie Cardiaque — Путь Сердца •

Луи-Клод де Сен-Мартен родился 18 января 1743 года во французском городе Амбуаз. Он рано начал интересоваться мистическими и религиозными вопросами. Подчиняясь воле отца, Сен-Мартен выучился на адвоката, однако не стал развивать карьеру и посвятил себя военному делу.

Луи Клод де Сен-Мартен
Луи Клод де Сен-Мартен

Проходя военную службу в Лионе, Сен-Мартен познакомился с мсье де Гренвиллем и Анри Бальзаком. Оба были последователями Мартинеса де Паскуалли и членами Ордена Избранных Коэнов. Вскоре Сен-Мартена представили Мартинесу де Паскуалли, который навсегда остался для него первым учителем и мудрым наставником.

Впоследствии Сен-Мартен будет вспоминать свое членство в Ордене как необходимую веху на Пути истинного посвящения, поскольку, как сам он говорил, «…невозможно человеку самостоятельно открыть Дверь, ведущую в Мир Духовный. Но кто-то иной должен прийти и приоткрыть эту Дверь».

Когда Сен-Мартен был допущен в высшие степени Ордена, он оставил службу в армии, став ближайшим другом и постоянным секретарем Паскуалли. Ему были доверены предоставление инструкций по ритуалам высших степеней и передача наставлений братьям Ордена. Его первое мистическое сочинение, «О заблуждениях и об истине» («Des Erreurs et de la Verite», 1775), написанное под псевдонимом «Неведомый Философ» (Philosophe Inconnu), во многом было вдохновлено именно работами Ордена Избранных Коэнов.

Однако Сен-Мартена бесконечно удивляло, что для Высшего Посвящения, для воссоединения с Богом, человеку необходимы трудоемкие длительные церемонии, которые могли совершаться по несколько часов в день. Об этом он спрашивал своего учителя, на что Паскуалли дал ему предельно лаконичный ответ: «Мы должны довольствоваться тем, что имеем».

Познав свет истинного Знания, которое некогда было утрачено Первым Человеком после его духовного падения, Сен-Мартен узрел иной путь просвещения человеческих сердец и разума, и этот путь он назвал Путем Сердца, мистической практикой раскрытия человеком собственной сути и затем сути всех сотворенных вещей. Провозглашение Пути Сердца стало результатом духовного опыта и совершенствования, приобретенного Сен-Мартеном во время его пребывания в Ордене Избранных Коэнов и последующего ознакомления с работами Якоба Бёме, прославленного немецкого мистика.

Мистический Путь Сердца есть, в первую очередь, путь созерцания и молитвы, установления внутренней связи с царством «Незримой Обители» ради восстановления в человеке первоначальных качеств и сил. Этот труд приводит человека к сниканию духовных качеств, ведя его путем труднейших внутренних битв со своими же собственными пороками. Тогда человек вновь удостаивается великолепных духовных доспехов, Тела Славы, в котором пребывал некогда Адам, а также он возвращает себе тот Духовный Меч, который делает его грозным противником против всех его духовных врагов: невежества, клеветы, безнравственности и «духов злобы поднебесной».

После угасания работ Ордена Избранных Коэнов Сен-Мартен сам становится учителем и наставником. Он неустанно путешествует по Франции, переписывается с интересующимися духовным знанием людьми, просвещая множество своих друзей и знакомых относительно Пути Сердца. Он ведет свои мистические беседы в небольших кружках доверенных людей, посвященных им посредством библейского наложения рук и передачи мистических наставлений - Вольного Посвящения. Таким же образом, посредством собственного благородного примера и передачи посвящения и наставлений, ученики должны были передавать традицию далее.

В эти кружки принимались мужчины и женщины, что было удивительно для тех времен, поскольку в масонские ложи и «эзотерические организации» тогда принимали исключительно мужчин. Это одно из фундаментальных положений подлинного посвящения - его равная доступность вне зависимости от земных различий: половых, социальных, национальных. Еще сам Мартинес де Паскуалли создавал отдельные ложи Ордена Избранных Коэнов не только для мужчин, но и для женщин, взыскующих истины. Однако, в первую очередь, Сен-Мартен учил своих последователей скромности и осторожности, дабы действовали они под покровом тайны для каждого, кто еще только собирается ступить на Путь Возвращения. Поэтому для нашей традиции является важным таинственное наименование всех верных ее адептов: «Supèrieur Inconnu» (фр. «Неведомый Высший», S:::I:::).

Традиция Вольного Посвящения, заложенная самим Сен-Мартеном, поддерживалась на протяжении столетий адептами Мартинизма, которые оберегали и передавали учения Пути Сердца и Теургического пути. Эта традиция, являющаяся синтезом оккультного знания и мистического откровения, никогда не закрепощалась никакими внешними обязательными условиями для приобщения к ней. Все, что нужно для посвящения в Мартинизм еще со времен Паскуалли, - это чистое сердце, не запятнанное никакими низменными и эгоистическими устремлениями, но обретшее самоотверженность и жажду истины – жажду возвращения первоначальных привилегий Человека, которыми наделил его Бог при сотворении.

Для многих исследователей Мартинизма по сей день остается неясным вопрос, создавал ли Сен-Мартен какое-либо тайное общество (по образцу масонского братства), или же он передавал свои наставления лично, не пользуясь при этом никакой структурой. Сомнения ряда исследователей (и даже посвященных мартинистов) касательно создания закрытой организации вполне понятны, поскольку Сен-Мартен часто выступал против заключения духовного учения в рамки какой-либо структуры. Он считал, что «масонская структура» с ее формализмом, потенциалом как к пробуждению добрых, так и дурных качеств в своих членах способна погубить Дух возвышенного мистицизма. Однако существует обратное мнение, утверждающее, что Сен-Мартен стал началом духовной линии Посвятителей, особой мистической структуры, по форме напоминающей «масонскую», но, тем не менее, оформленной в мистерию внутренних таинств.

После ухода Неведомого Философа его последователи назвали себя «Общество друзей Сен-Мартена» и продолжили собираться вместе, дабы сохранить мистическую Доктрину Неизвестного Философа. Они передавали полученное ими от Сен-Мартена посвящение новым ученикам, которые желали достичь Реинтеграции, следуя Путем Сердца. В конечном итоге, в конце XIX века, линия Сен-Мартена перешла к доктору Жерару Анкоссу (Папюсу), который учредил на ее основе Орден Мартинистов, объединив в нем всех близких ему последователей Сен-Мартена.




2012-2024 Д.О.М.М.