• Мартинизм в России •

Ранее идеи мартинизма в России имели два исторических периода наибольшего расцвета: во времена правления императрицы Екатерины II и в начале XX века. Первый период был глубоко связан с деятельностью русских масонов, интересовавшихся эзотерическими доктринами и трудами Луи-Клода де Сен-Мартена. Второй период связан с неоднократными визитами в Россию Папюса и присутствием делегатов Ордена Мартинистов на территории Российской Империи, а далее (до 1924 года) – с деятельностью лож и кружков мартинистов.

Неустанными трудами русских мартинистов была сформирована по-своему самобытная русская эзотерическая школа, которая со временем завоевала сердца многих искателей Света и на западе. Арканологическое учение русских мастеров сконцентрировало в себе ключи подлинного эзотерического знания.

Первый серьезный импульс к развитию философии мартинизма в Российской Империи передал Николай Иванович Новиков (1744—1818), один из наиболее известных деятелей просвещения, издатель, журналист, масон и христианский мистик. Новиков считал, что, в первую очередь, человек должен стремиться к единению с Богом, к исправлению своей души, приобретшей многочисленные искажения после падения Первого Человека в материю.

Поначалу, пребывая в Петербурге, Николай Иванович пробовал себя в качестве писателя-сатирика и редактора журналов. Под его редакцией выходило несколько периодических изданий сатирической направленности: «Трутень» (1769), «Живописец» (1772), «Кошелек» (1774). Целью выпуска этих журналов Новиков полагал необходимость обличать пороки современного ему общества, в числе которых были не только обыкновенные лень, тщеславие, зависть, но также и появившаяся мода на вольтерьянство – атеистическое направление философской и общественной мысли.

В мае 1779 года Новиков вступил в права арендного содержания типографии Московского университета вместе с книжной лавкой и изданием «Московских Ведомостей». В это время Новиков знакомится с известным масонским деятелем, Иваном Григорьевичем Шварцем. В 1781 году Новиков и Шварц официально основали «Дружеское ученое общество», в рамках которого занимались просветительской и благотворительной деятельностью, выпуском редких богословских трактатов, а также особенно важных работ по христианскому мистицизму и алхимии.

Иван Лопухин
Иван Лопухин
Иван Шварц
Иван Шварц
Николай Новиков
Николай Новиков

Большая часть членов Новиковского круга (Шварц, Татищев, Лопухин, Трубецкой, Гамалея, Михаил Кутузов) состояли в отдельной масонской ложе «Гармония». Члены этой ложи образовали «внутреннее братство» и искали истинного масонского Просвещения взамен того общераспространенного масонства, которое Елагин, первый провинциальный Великий Мастер, описывал словами: «...ни я, ни начальники (ложи) инаго таинства не знают, как разве со степенным видом в открытой ложе шутить, и при торжественной вечери за трапезою несогласным воплем непонятныя реветь песни и на счет ближняго хорошим упиваться вином, да начатое Минерве служение окончится празднеством Бакху…».

Весной 1781 года Шварцу было поручено найти истинное масонское Просвещение в Европе, дабы привнести его в Россию и наладить зарубежные связи, добившись независимости русских масонов от шведов. Здесь стоит заметить, что визит Шварца за границу принес большую пользу типографии Новикова, издательская деятельность которого обогатилась заграничной литературой. Кроме вещей, касающихся масонства, Шварц в 1782 году привез в Москву право на учреждение в России германского Ордена Злато-розового Креста. Однако неизвестно, встречался ли Шварц с учеником Сен-Мартена князем Александром Борисовичем Голицыным и получал ли от него «посвящение Сен-Мартена» (по другой версии, Новиков мог получить мартинистское посвящение через князя Александра Борисовича Куракина).

Тем не менее, духовная и просветительская работа Новикова и его товарищей была в согласии с постулируемыми мартинистами принципами. Труд Неизвестного Философа «О заблуждениях и истине», в котором разоблачались материалистические идеи и провозглашалась необходимость устремления к Богу для обретения истинного знания, пользовался в обществе Новикова особым почетом. Поэтому многие стали ошибочно называть «мартинистами» членов Новиковского круга, хотя исторически они являлись только масонами и розенкрейцерами.

Итак, мы не можем с точностью утверждать, что у членов Новиковского круга было мартинистское посвящение, однако они однозначно любили и воплощали в жизнь мартинистские идеи и философию.

Несмотря на благие намерения, масоны из круга Новикова вызвали у императрицы Екатерины II подозрения в преследовании ими антигосударственных целей, чему сильно способствовали ухищрения Ивана Ивановича Мелиссино, директора Московского Университета, и главнокомандующего войсками Якова Александровича Брюса. Екатерина II была в крайней степени напугана существованием тайных обществ в России, в действия которых, кроме того, ее не посвящали. Она ошибочно полагала масонов-розенкрейцеров («мартинистов») последователями иллюминатских идей, направленных против законной власти, имеющих целью учинить в обществе революцию, подобной французской.

Прежде всего, было проведено повторное цензурирование всех книг, изданных Новиковым. Архиепископ Платон, которому было поручено это дело, определил три категории книг, которые издавал Новиков: это были «книги собственно литературные, которые желательно распространять для образования публики», «книги мистические, которых Архиепископ не понимает, а потому не берется судить о них», и, наконец, «книги зловредные, развращающие нравы и подрывающие религиозные чувства, гнусные и юродивые порождения энциклопедистов». Не смотря на то, что архиепископ Платон пришел к выводу о запрете продажи только произведений энциклопедистов, именно эти издания, по решению светских органов власти, не пострадали. Что касается второй категории книг, посвященных христианскому мистицизму, то именно они подверглись запрету по решению Якова Брюса.

Архиепископу Платону также было поручено провести испытание в Законе Божьем для Новикова. По итогам этого испытания Платон подал следующее заключение императрице: «Как пред Престолом Божьим, так и Престолом твоим, Всемилостивейшая Государыня Императрица, я одолжаюсь по совести и сану моему донести тебе, что молю всещедрого Бога, чтобы не только в словесной пастве, Богом и тобою, Всемилостивейшая Государыня, мне вверенной, но и во всем мире были христиане таковые, как Новиков».

В 1790 году на пост главнокомандующего армией был назначен Александр Александрович Прозоровский, человек малообразованный, веривший в пользу лишь военной дисциплины, не уважавший идей просвещения и ценивший одну лишь исполнительность по службе. Первым делом он учредил строгий надзор за всеми, кто мог подозреваться в революционной пропаганде. Прозоровский добился указа на обыск и арест Николая Ивановича Новикова. Кроме того, императрица опасалась преждевременного восшествия на трон Павла I. Новиков же имел поверхностное общение с будущим императором, он отправлял ему книги мистического содержания, которые Павла интересовали. Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость на четыре с половиной года.

При восшествии на престол Павла I многие из масонов были освобождены. До конца жизни своей Новиков пробыл в своём селе Тихвинское-Авдотьино, где занимался написанием мемуаров по поводу христианского мистицизма.

Мистические взгляды Новикова и его братьев сохранялись в России вплоть до учреждения Папюсом российских лож Ордена Мартинистов, передаваясь в семьях масонов и розенкрейцеров.

Духовный поиск и мистические откровения русских масонов-«мартинистов» XVIII века стали фундаментом для глубокого синтеза эзотерических учений в XX веке. Подробнее о деятельности русских масонов, транслировавших мартинистские идеи можно найти у М.Н. Лонгинова («Новиков и московские мартинисты», 1867).

• Мартинизм в России в начале XX века •

Второй период развития мартинистских идей в России относят к деятельности Ордена Мартинистов Папюса.

Папюс бывал в Российской Империи трижды: в 1901, 1905 и 1906 годах. Целью приезда были лекции по магии и оккультизму. По некоторым сведениям, именно Филипп Низье и Папюс посвятили Императора Николая II и членов его семьи в Орден. Однако, вероятнее всего, это было формальное принятие в качестве почетных членов или жест «общемасонской вежливости» (на начальных этапах развития Ордена Папюс привлекал в Орден всех, кто малейшим образом подходил к членству).

Основное развитие Ордена начинается с деятельности графа В.В. Муравьева-Амурского (брата министра юстиции). Будучи военным атташе во Франции, он увлекся оккультизмом и в 1895 году был принят в Орден самим Папюсом. По возвращении из Парижа он основывает в Петербурге в 1899 году первую в России мартинистскую ложу «Аполлония».

Чеслав Чинский
Чеслав Чинский

Следующим Генеральным Делегатом от Верховного Совета Парижа был выдвинут Чеслав Иосифович Чинский (1858-1932), оккультист польского происхождения, весьма сведущий в астрологии, хиромантии и гипнозе. Поначалу Чинский («Punar Bhava») был одним из трех руководителей петербургских и московских мартинистов (1910—1912), наряду с Г.О. Мёбесом и П.М. Казначеевым.

Чинский издал ряд брошюр из серии «Библиотека мартинистов», и позже, совместно с И.К. Антошевским, журнал оккультных наук «Изида» - официальный печатный орган русских мартинистов. Однако авантюрный характер Чинского, вскоре вынудил его покинуть Россию и в 1913 году перебраться в Варшаву. Сведения о его постановочных спиритических сеансах и ведение кружков с сомнительной репутацией вынудили Верховное руководство Ордена Мартинистов отозвать все полномочия Чинского и исключить его из Ордена.

Григорий Мёбес
Григорий Мёбес

Григорий Оттонович Мёбес, более известный как Г.О.М. (или Butatar) (1869-1934?) - русский дворянин, преподаватель математики в Царскосельском лицее, с молодости интересовался оккультными науками. Он прекрасно владел французским языком и его собственное оккультное мировоззрение складывалось из прочитанных им сочинений мартинистов, активно издававшихся во Франции. Мёбес был посвящен в степень S:::I::: (Высшего Неизвестного) и S:::I:::IV::: (Высшего Неизвестного Посвятителя), и имел патент на управление мартинистской ложи «Св. Аполлония Тианского» в Санкт-Петербурге. В конце 1910 года Мёбес удостаивается от Папюса диплома «Доктора герметических наук». Тогда же Мёбес начинает читать курс лекций, в котором преподавались основы мартинистской традиции под видом учения об Арканах Таро. В дальнейшем эти лекции были изданы в качестве книги «Курс Энциклопедии Оккультизма».

В то же время в Москве действовали группы под руководством Петра Михайловича Казначеева (1854—1931) – масона, действительного статского советника и уездного предводителя окружного суда города Владимир. Казанчеев был принят в Орден Мартинистов по распоряжению Папюса через В.В. Муравьева-Амурского в 1907 году. В 1910 году Казначеев приезжает в Петербург, где в редакции журнала «Изида» знакомится с Мёбесом и Антошевским. В июне 1911 года Казначеев уходит в отставку с государственной службы и переезжает в Москву, где руководит московскими ложами мартинистов. Впоследствии, при участии Казначеева, в Киеве будет образована ложа «Св. апостола Андрея» под управлением С.К. Маркотуна (на эту линию впоследствии будет претендовать Робер Амбелен для интеграции всех мартинистских линий воедино в 1970-ые годы).

Противоречия между петербургскими и московскими мартинистами вызревали давно и имели принципиальный характер. Если Казначеев «во главу угла» ставил посвятительную традицию, что сближало его с нравственным масонством, то Мёбес приоритетным для себя и своих учеников считал овладение оккультным знанием.

Еще в августе 1912 года Мёбес постарался возглавить ложи русских мартинистов и написал Папюсу с просьбой о назначении его Великим Мастером для России. Однако на пост Верховного Делегата был назначен Казначеев. Тогда Мёбес решается выделиться в собственную организацию, которую называет «Автономный Разряд Мартинизма Русского Послушания», где продолжает развивать Арканологическое учение. Эта деятельность закрытых кружков Мёбеса подарит миру еще двух мастеров русской эзотерики: Владимира Алексеевича Шмакова (автора «Священной книги Тота», 1916) и Валентина Арнольдовича Томберга (автора «Медитации на Таро», 1984).

Эзотерические ключи, сокрытые в Арканах Таро, станут фундаментом русской оккультной розенкрейцерской школы. К сожалению, с 1924 года деятельность мартинистских и эзотерических групп в России полностью прекратится. Ключевых руководителей заключат под стражу и сошлют в Сибирь, материалы и тетради будут конфискованы властями, спрятаны или вывезены учениками за границу. Более подробно события этой эпохи были освещены в трудах А.Л. Никитина об истории эзотерических обществ в советской России.

• Мартинизм в России в XXI веке •

Первой созданной мартинистской линией на территории современной России стал Традиционный Мартинистский Орден, который пребывает в структуре Древнего Мистического Ордена Розы и Креста (AMORC). Членство в ТМО доступно только для действительных (не ассоциированных) членов AMORC. В основном же история современного мартинизма в России связана с историей современного русского масонства. Так, сегодня в России действуют Инициатический Реформированный Орден Мартинистов и Мартинистский Орден Неведомых Философов. Эти организации тесно связаны с Великой Символической Ложей России и Союзных Стран Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мицраима, управляемые из Франции. Так же предпринимались попытки организовать работы «Древнего Ордена Мартинистов» (американская ветвь, 2008), «Ордена Мартинистов Папюса» (французская ветвь, 2008), «Древнего и Традиционного Ордена Мартинистов» (итальянская ветвь, 2012), «Мартинистского Ордена Эллады» (греческая ветвь, 2015), но, к сожалению, их фактическая деятельность в России остается под вопросом.

Наш Орден, Древний Орден Мартинистов–Мартинезистов (ДОММ), был основан 22 июня 2012 года провозглашением Великого Магистра Ордена Sar’а Lamech’а, который является носителем основных ветвей мартинизма полученных через Рональда Каппелло (Sar Michael, 1951-2016), нашего Почтенного Мастера Прошлого, смиреннейшего из учеников братства R+.

Подобно тому, как Мартинес де Паскуалли отделял обычное масонское посвящение от посвящения теургического и мистического; подобно тому, как Луи-Клод де Сен-Мартен никоим образом не ставил постижение Пути Сердца в зависимое положение от каких-либо иных посвятительных структур; подобно тому, как при Новикове «мартинистское учение» не было привязано к вступлению в масонство, а равно тому, как XX веке для вступления в Орден Мартинистов не существовало никаких предварительных масонских обязательств, мы считаем правомерным автономное существование мартинистской организации, как самоценной и суверенной структуры.

История мартинистских обществ полна эпизодов взлетов и падений, вдохновения и разочарований, объединений и расколов. В 2014 году и наш Орден претерпел существенные структурные изменения в связи с исключением ряда высокопоставленных членов первой ложи "Новая Гиперборея". Однако опубликованные ранее заявления о прекращении работ Д.О.М.М. являются ошибочными.

Древний Орден Мартинистов-Мартинезистов продолжает свою активную деятельность на регулярной основе, руководствуясь основными принципами мартинистского учения и заветом нашего Почтенного Мастера Прошлого, Луи Клод де Сен-Мартена, который писал:

«Единственная инициация, которую я поддерживаю и которой я ищу всей душой - это та, благодаря которой мы можем войти в Сердце Божие внутри нас... нет иного пути достигнуть этой Святой Инициации, кроме как все больше и больше погружаться в глубины собственной Души и не переставать искать желаемого, пока не добьешься освобождения сего мощного и животворящего источника».




2012-2024 Д.О.М.М.